Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Полнотекстовый поиск:
Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

И.Круглов
КАК ИЗБЕЖАТЬ НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ.
Цена: 42 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Таможенное право
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      Книга посвящена актуальным проблемам практического применения норм таможенного законодательства при перемещении грузов международными автомобильными перевозчиками. В ней рассматриваются спорные моменты, связанные с перемещением товаров через таможенную границу РФ, доставкой товаров, привлечением перевозчиков к административной ответственности за нарушения таможенных правил, обеспечением и защитой прав участников таможенных правоотношений. Книга предназначена для руководителей организаций и специалистов, занимающихся международными автомо
      бильными перевозками.
     
     
      Содержание
     
      Предисловие
      Глава 1. Виды нарушений перевозчиками
      таможенных правил
      Глава 2. Действия перевозчиков при погрузке товаров
      Глава 3. Действия перевозчиков при уведомлении
      Глава 4. Действия перевозчиков при доставке товаров
      Глава 5. Идентификация товаров и транспортных средств
      Глава 6. Действия перевозчиков при таможенном досмотре
      в пути следования при перевозке товаров
      и транспортных средств из пунктов пропуска в места доставки
      Глава 7. Особенности доставки тяжеловесных
      или громоздких товаров
      Глава 8. Особенности доставки транспортных средств
      Глава 9. Форс-мажор и действия перевозчиков
      при дорожно-транспортном происшествии
      Глава 10. Действия перевозчиков
      в случае разбойного нападения
      Глава 11. Действия перевозчиков при помещении товаров
      на СВХ или ЗТК в автомобильных пунктах пропуска
      и в местах доставки товаров и транспортных средств
      Глава 12. Допущение транспортных средств к перевозке товаров
      под таможенным контролем
      Глава 13. Действия перевозчиков при вывозе товаров
      и транспортных средств из РФ
      Глава 14. Меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства
      Глава 15. Некоторые положения, которые необходимо знать перевозчикам, применяющим книжки МДП
      Заключение
      Перечень нормативных правовых актов
      Приложение 1. Таможенный кодекс Российской Федерации (извлечение)
      Приложение 2. Таможенная конвенция о международной перевозке
      грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). Совершено в Женеве
      14 ноября 1975 г. (извлечение)
      Приложение 3. Конвенция о договоре международной перевозки грузов
      (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) (извлечение)
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
      Глава 2
      Действия перевозчиков при погрузке товаров
      Обстоятельства, способствующие нарушению перевозчиком таможенных правил и в конечном счете являющиеся причиной их нарушения, обычно берут свое начало задолго до того, как перевозчик вступает в публично-правовые отношения с государством в лице таможенных органов.
      Правильное понимание вышеперечисленных в главе 1 понятий позволит вам уже на стадии погрузки товаров и получения от отправителя товаротранспортных документов оценить данные документы с точки зрения соответствия их таможенному законодательству и при необходимости своевременно оказать должное воздействие на их содержание.
      Вовремя принятые на данном этапе меры впоследствии могут оказаться единственным основанием для освобождения перевозчика от административной ответственности за нарушение таможенных правил.
      Часто возникают ситуации, когда перевозчик при пересечении таможенной границы РФ представляет таможенному органу ненадлежащие документы, переданные ему отправителем либо получателем груза, к изготовлению или получению которых он не имел и не мог иметь никакого отношения. Будет ли в данном случае также нести ответственность перевозчик либо к ответственности будет привлечено то лицо, которое извлекало пользу от представления этих документов? Исходя из диспозиции ст. 16.1 КоАП РФ, а также из понятия перемещения, к ответственности будет привлечен перевозчик, который в свою очередь сможет потребовать от лица, передавшего ему ненадлежащий документ, возмещения причиненного ущерба в судебном порядке, но только в том случае, если перевозчик не сможет доказать свою невиновность в нарушении таможенных правил.
      В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
      В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 7-П от 27 апреля 2001 г. предприятия, учреждения и организации считаются невиновными в нарушении таможенных правил, если такое нарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, притом что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
      Таким образом, вы не будете признаны виновным в совершении административного правонарушения, если сможете аргументированно подтвердить, что вы:
      · не имели возможности для соблюдения таможенных правил;
      · приняли все зависящие от вас меры по соблюдению таможенных правил.
      Соблюдение таможенных правил в данном случае будет состоять в том, чтобы при ввозе товаров в РФ вы представили таможенному органу товаросопроводительные документы, которые являются подлинными, действительными, получены законным путем, содержат достоверные сведения и относятся к перемещаемым вами товарам.
      Следовательно, получая товаросопроводительные документы от отправителя, вам необходимо принять все возможные меры для того, чтобы сведения о грузе, указанные в данных документах, были достоверными и относились именно к тем товарам, которые были загружены в вашу автомашину.
      Перечень сведений, необходимых для проведения таможенного контроля при уведомлении, которые обязательно должны быть указаны в товаротранспортных документах, содержится в приказах ГТК РФ № 147 от 24 февраля 2000 г. «Об утверждении Положения о предварительных операциях таможенного оформления в автомобильных пунктах пропуска» и № 855 от 8 августа 2002 г. «Об утверждении Правил применения отдельных форм таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации автомобильным транспортом».
      Анализ дел о нарушении таможенных правил в отношении перевозчиков показывает, что в основном недостоверными являются сведения о:
      · наименовании товара;
      · количестве грузовых мест;
      · количестве единиц товаров (без учета грузовых мест);
      · весе брутто товаров. Таким образом, принимая товар от отправителя, водитель должен:
      · присутствовать при загрузке товара в автомашину;
      · считать количество грузовых мест (грузовым местом является любая загруженная, в упаковке или без нее, единица товара и находящаяся в автомашине отдельно от других товаров — коробка, ящик, мешок, сетка, поддон, паллета, штабель, бункер, собственно товар и т. д.);
      · считать количество единиц товара, если весь товар или его часть загружается без упаковки;
      · определить вес брутто, если он указан на упаковке товара;
      · определить наименование товара, которое, как правило, указано на упаковке. После того как водитель сам определил фактическое наименование, вес и количество товара, он должен сверить свои записи с теми записями относительно груза, которые внесены отправителем в товаротранспортную накладную (CMR) и счета-фактуры (инвойсы), чтобы убедиться в отсутствии расхождений.
      Согласно ст. 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ, 1956 г.), в обязанности перевозчика входит только проверка точности записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и размеров. Данная Конвенция не обязывает перевозчика проверять точность записей в накладной относительно наименования, веса и количества единиц товара, а тем более проверять точность записей, сделанных в инвойсах. Но все дело в том, что КДПГ регулирует только гражданско-правовые отношения между перевозчиком, отправителем и получателем груза и не распространяется на публично-правовые отношения, в которые перевозчик вступает с государством в лице таможенных органов. Конституционный Суд РФ в вышеназванном постановлении указал, что субъект таможенных правоотношений обязан принять меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ними обязательств, с тем чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей: на
      нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов.
      То есть, с одной стороны, перевозчику для надлежащего исполнения своих обязанностей перед отправителем и получателем груза достаточно ограничиться проверкой точности записей, сделанных в накладной, только относительно числа грузовых мест, их маркировки и размеров, а с другой стороны, при ввозе товаров в РФ перевозчик должен представить таможенным органам документы, содержащие достоверные сведения относительно наименования, веса, количества грузовых мест и единиц товара.
      Поэтому водитель, принимая груз от отправителя, не должен ограничиваться только исполнением тех своих обязанностей, которые предусмотрены КДПГ, но должен принять все зависящие от него меры, чтобы отправителем в товаросопроводительные документы были внесены и сведения о грузе, необходимые для таможенных целей.
      Из объяснений перевозчиков по многим делам о нарушении таможенных правил зачастую следует, что водитель не был допущен на территорию склада, на котором происходила загрузка товара в автомашину, что загрузка происходила при плохой освещенности, поэтому он не имел возможности определить наименование товара, пересчитать количество грузовых мест или единиц товара. Часто перевозчики объясняют расхождение в наименовании или количестве товара тем, что товаросопроводительные документы составлены отправителем на иностранном языке, как правило, английском или французском, которым водители не владеют, поэтому они не могут проверить правильность записей.
      Такими объяснениями перевозчики сами невольно подтверждают свою вину в совершении ими нарушения таможенных правил, так как приводимые ими доводы лишь свидетельствуют против них самих: что перевозчиками не были приняты все предусмотренные законом меры для надлежащего исполнения ими таможенных обязанностей.
      Для того чтобы впоследствии аргументированно доказать таможенным или судебным органам, что вами были приняты все законные меры для соблюдения таможенных правил, необходимо максимально воспользоваться теми положениями, которые предусмотрены КДПГ.
      Так, в соответствии с ч. 2 ст. 8 КДПГ, если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, сделанных в накладной, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Необходимо обратить внимание, что внесение в CMR оговорок в данном случае является обязанностью перевозчика. Это означает, что если водителя не допустили на территорию склада при загрузке автомашины либо освещение не позволяло проконтролировать погрузку, или имелись иные причины, препятствующие водителю определить наименование и количество принятого им к перевозке груза, то в этом случае водитель обязан сделать соответствующую запись об этом в CMR.
      В противном случае, согласно ст. 9 КДПГ, при отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок, имеется презумпция, что груз соответствует всем указаниям, которые сделаны отправителем в накладной. То есть если перевозчик при ввозе в РФ вручает таможенным органам товаросопроводительные документы и при этом в CMR отсутствуют какие-либо оговорки, то это означает, что перевозчик заявляет таможенному органу, что он перемещает товары именно того наименования и в том количестве, которые указаны в этих документах.
      Причем, как показывает судебная практика, оговорки типа: «Без пересчета мест», «Погрузка производилась без участия водителя», «Взвешивание не производилось» и т. п. судами во внимание не принимаются по той простой причине, что в соответствии с требованием КДПГ все сделанные перевозчиком оговорки должны быть обоснованными. То есть водитель должен не просто констатировать тот или иной факт, а указать причину, из-за которой он не имел достаточной возможности проверить правильность записей в CMR и инвойсах.
      Не забывайте, что по российскому таможенному законодательству помимо CMR перевозчик обязан также предъявить таможенным органам и иные товаросопроводительные документы, содержащие необходимые сведения о товарах, — инвойсы, спецификации, упаковочные листы и т. п. Поэтому оговорки в CMR также необходимо делать и относительно правильности записей, сделанных отправителем в других товаросопроводительных документах, которые перевозчик будет представлять на границе таможенным органам вместе с CMR. Тем самым впоследствии вы значительно облегчите себе жизнь при общении с таможенными и судебными органами.
      Из упоминавшегося ранее постановления Конституционного Суда РФ следует, что перевозчик обязан принять такие меры по обеспечению выполнения отправителем и получателем груза имеющихся перед ними обязательств, чтобы перемещение товаров перевозчиком с представлением таможенному органу товаросопроводительных документов на груз не явилось нарушением таможенных правил. Так как перевозчик сам выбирает получателя груза (заключает с ним договор перевозки), а тот в свою очередь указывает ему, кто будет являться отправителем груза, то перевозчик будет отвечать за неисполнение публичных (таможенных) обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) отправителя и получателя груза. При этом перевозчик должен обеспечить выполнение последним принятых обязательств любыми законными способами.
      Таким образом, при возникновении различных препятствий, которые могут послужить причиной нарушения вами таможенных правил, кроме вписания обоснованных оговорок в CMR, вам необходимо предпринять следующие действия:
      1) письменно зафиксировать сообщение водителя (например в виде
      телефонограммы с указанием времени и даты) о возникших при погрузке
      препятствиях, которые могут послужить причиной совершения перевозчиком
      нарушения таможенных правил;
      2) направить факсимильное сообщение в адрес отправителя товаров с просьбой
      устранить данные препятствия и обеспечить перевозчику возможность
      идентификации груза;
      3) аналогичное сообщение направить в адрес получателя товаров, по указанию
      которого осуществляется перевозка, с требованием принять соответствующие меры;
      4) обязательно предусмотреть в договоре перевозки (который должен быть
      заключен с получателем товаров), что на грузополучателе лежит обязанность
      обеспечения следующих условий: а) возможность контроля погрузки груза со
      стороны перевозчика с целью определения наименования, количества и веса
      товаров; б) указание отправителем в товаросопроводительных документах
      сведений, необходимых для таможенного контроля;
      5) при заключении договора перевозки требовать от получателя товара
      обязательного указания в договоре, дополнении к нему, приложении или
      отдельной спецификации полного наименования товаров с кодами ТН ВЭД РФ.
      Примечание. Вместо договора перевозки обычно используется заявка грузополучателя. В этом случае необходимо, чтобы грузополучатель указал в заявке все сведения, содержащиеся в пунктах 4 и 5. Условия пунктов 4 и 5 должны быть выполнены до начала погрузки товаров отправителем.
      Таким образом, совершение вами нарушения таможенных правил будет свидетельствовать о вашей невиновности только в том случае, если до начала перевозки груза вы заранее предусмотрели и обеспечили все условия, необходимые для надлежащего исполнения вами таможенных обязанностей, а после возникновения непредвиденных препятствий приняли все возможные меры к тому, чтобы эти обязанности были исполнены (т. е. вами была соблюдена требуемая степень заботливости и осмотрительности).
      При этом необходимо учесть, что все ваши действия, свидетельствующие о принятии вами необходимых мер, должны быть подтверждены документально!
      При отсутствии письменных доказательств ваши объяснения о том, что вы приняли все возможные и невозможные меры, чтобы не нарушать таможенные правила и переместить груз по надлежащим документам, будут оценены таможенными и судебными органами как голословные утверждения.
      Существенную роль документы играют не только по причине того, что предприятия и организации, являясь юридическими лицами, осуществляют все свои взаимоотношения только посредством документов, но и вследствие специфической особенности судебного процесса.
      В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями. Кроме того, по другим делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются должностными лицами таможенных органов, всегда следует предвидеть судебную перспективу вашего дела, так как в большинстве случаев таможенные органы выносят постановления о назначении административного наказания, которые впоследствии могут быть обжалованы в судебном порядке.
      Суд, как правило, не изучает действительного положения дел сторон. Он оценивает положение сторон, основываясь только на доказательствах. Доказать же то или иное утверждение сторона может только предъявив суду соответствующие утверждению документы. Устные заявления сторон к оценке не принимаются по той причине, что стороны, являясь юридическими лицами, представляют собой лишь набор тех или иных документов, устанавливающих их статус. В суде вам придется всеми имеющимися средствами доказывать свои утверждения со ссылками на закон. Если ваши требования даже справедливы и законны, то бесполезно взывать к суду о справедливости или очевидности вашей невиновности, если при этом вы не можете представить суду соответствующих доказательств. Суд определяет не справедливость, а законность иска!
      Хотя ст. 1.5 КоАП РФ и освобождает лицо, привлекаемое к ответственности, от обязанности доказывать свою невиновность, но было бы неосмотрительно пустить на самотек ход административного расследования и не воспользоваться, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, своим правом представлять доказательства еще на стадии производства по делу об административном правонарушении. Вы и только вы способны уберечь себя от назначения административного наказания, предприняв серию собственных превентивных и доказательственных мер. Эти меры должны быть корректными, разумными, легальными и задокументированными.
      Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья или должностное лицо таможенного органа будут оценивать доказательства, основываясь на исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Только документы, подтверждающие доводы о вашей невиновности, могут быть положены в основу благоприятного для вас решения.
      Поэтому каждый шаг вашей организации, каждое ваше действие в качестве перевозчика должны быть документально зафиксированы. Имея такой арсенал доказательств, потом будет не страшен никакой суд и никакой таможенный орган. Как показывает практика, наличие или отсутствие даже одного документа может оказать решающее влияние на судебное решение. Понимание важности этого невозможно переоценить.
      Если же, несмотря на все принимаемые вами вышеназванные меры, водитель все равно не имеет возможности объективно определить точность записей, сделанных в товаросопроводительных документах относительно груза, либо обоснованно сомневается в их достоверности, то в этом случае для избежания нарушения вами таможенных правил можно воспользоваться положениями, предусмотренными приказом ГТК РФ от 24 февраля 2000 г. № 147 «Об утверждении Положения о предварительных операциях таможенного оформления в автомобильных пунктах пропуска».
      В соответствии с пунктами 2.3 и 2.8 указанного Положения перевозчик обязан при уведомлении представить таможенному органу товаросопроводительные документы, которые содержат сведения, необходимые для проведения таможенного контроля. Если такие документы перевозчиком не представлены либо они не содержат необходимых сведений, то таможенный орган принимает решение о приостановлении оформления документов. В этом случае товары по желанию перевозчика могут быть помещены под процедуру доставки с применением в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства таможенного сопровождения (конечно, при наличии такой возможности у таможенного органа).
      Также таможенный орган вправе для предотвращения необоснованного простоя транспортных средств произвести в присутствии водителя таможенный досмотр товаров и транспортных средств с целью установления и фиксирования недостающих для таможенных целей сведений. После проведения досмотра допускается возобновление оформления документов, поданных перевозчиком в качестве уведомления, без представления им дополнительных документов и сведений.
      Таким образом, если вы сомневаетесь в достоверности сведений, указанных в полученных от отправителя товаросопроводительных документах, то при уведомлении о пересечении таможенной границы РФ вы можете не представлять таможенному органу сомнительные документы (как правило, инвойсы).
      После этого вам необходимо написать на имя начальника таможенного органа заявление с просьбой во избежание простоя транспортного средства произвести таможенный досмотр товаров для их идентификации в связи с «неполучением» от отправителя необходимых документов.
      В результате вы потеряете некоторое время, но при этом избежите нарушения таможенных правил и вам не придется впоследствии нести административную ответственность (штраф по ст. 16.1 КоАП РФ составляет от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения).
      Примечание. Применение указанного способа возможно только в исключительных случаях с учетом всех имеющихся и известных вам обстоятельств, так как зачастую отношения между перевозчиком и получателем товаров строятся не на договоре, а на всевозможных «договоренностях».
      Часто перевозчики задают вопрос: что делать, если в договоре перевозки (заявке) и товаросопроводительных документах указано количество и наименование одних товаров, а при таможенном досмотре выясняется, что фактически перемещаются товары другого наименования или в другом количестве; как подстраховаться в подобных случаях?
      В этом случае, если вы приняли все те меры, которые уже были рекомендованы ранее, вина перевозчика в нарушении таможенных правил, предусмотренных ст. 16.1 КоАП РФ, отсутствует (здесь не рассматриваются случаи, когда вся книжка МДП или ее часть либо иные документы являются поддельными, украденными или недействительными).
      Но если в отношении вас все-таки возбуждено дело об административном правонарушении, то ни в коем случае нельзя объяснять совершение вами нарушения таможенных правил тем, что водитель не владеет иностранным языком, на котором были составлены товаросопроводительные документы. Такое объяснение не будет являться для вас оправданием или обстоятельством, смягчающим ответственность, а наоборот, будет свидетельствовать о том, что вы не проявили разумную осмотрительность с точки зрения кадровой политики, допустив к выполнению обязанностей работников, не обладающих соответствующей компетентностью и знаниями.
      Указанной позиции придерживаются как таможенные, так и судебные органы. Так, например, в письме ГТК РФ № 01-06/33610 от 20 августа 2002 г. «Об анализе судебной практики» разъясняется, что ссылки юридического лица на так называемый эксцесс исполнителя являются несостоятельными, учитывая, что все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица.
      Если же юридическое лицо вступает в таможенные правоотношения не непосредственно, а через другое юридическое лицо, действующее по договору представительства, то все действия представителя и объем его полномочий регулируются гражданским законодательством (ст. 182–184 ГК РФ). То есть все действия представителя рассматриваются как действия представляемого лица. Однако если представитель вышел за пределы полномочий, а представляемое лицо не одобрит впоследствии этих действий, то действия, выходящие за пределы полномочий, считаются совершенными представителем от своего имени (ст. 183 ГК РФ).
      Таким образом, грамотные и своевременные действия и предпринятые вышеуказанные меры на стадии погрузки товаров позволят вам избежать нарушения таможенных правил и при необходимости доказать свою невиновность.
     

Как избежать нарушения таможенных правил при автомобильных перевозках. / И.Круглов - СПб: Питер, 2003. - 144 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |